Преимущества и недостатки основных средств распространения рекламы
Достижение
максимального эффекта рекламы в реальной предпринимательской
деятельности в нынешних условиях уже невозможно без применения
достижений и инструментария многих наук. Важное место в ряду этих
наук занимает теория коммуникаций. Эта наука (вернее даже —
целый комплекс наук) рассматривает наиболее общие закономерности
формирования и функционирования человеческой коммуникации.
Научный подход
к изучению рекламы требует рассматривать рекламу как одну из форм
человеческих коммуникаций. Формирование взаимосвязи, попытка наладить
каналы общения рекламодателя с его аудиторией являются ее сущностью.
В противном случае (и, к сожалению, мы имеем немало тому примеров)
реклама воспринимается с формальной стороны как нагромождение
разнообразных и многочисленных рекламоносителей и каналов их
передачи. При таком подходе реклама бессистемно и, как результат,
неэффективно реализуется на практике.
Кратко
рассмотрим особенности существующих на сегодняшний день медиа-каналов.
Особенности использования
основных медиа-каналов рекламы
Основными
средствами распространения рекламы можно считать такие:
• реклама в
прессе;
• печатная
(полиграфическая) реклама;
• экранная
реклама;
• реклама на
радио;
• наружная
реклама;
• реклама в
компьютерных сетях (Интернет);
• другие
средства рекламы.
Сразу следует
заметить, что эта систематизация достаточно условна и не имеет жестких
границ.
Рассмотрим
критерии, которым можно воспользоваться при анализе и выборе
оптимальных средств распространения рекламы.
1) Отсутствие
жестких ограничений у отправителя на использование тех или иных
средств.
2)
Соответствие средства обращения характеристикам целевой аудитории.
3)
Соответствие характеристик медиа-канала особенностям товара, который
рекламируется.
4) Обеспечение
соответствия формы рекламного обращения и средства его передачи.
5)
Требования по срокам передачи обращения и ответной реакции аудитории.
Кратко
рассмотрим особенности некоторых медиаканалов.
Реклама в
прессе
Реклама в
прессе обеспечивается публикациями в различных газетах, журналах,
бюллетенях, каталогах и всевозможных рекламных приложениях (или
вкладышах изданий). К этому же средству рекламы принято относить
рекламу в справочниках, учебных пособиях и учебниках.
С точки зрения
средства распространения рекламы периодическое издание имеет такие
важнейшие характеристики:
• особенности
читающей его аудитории, «специализация» того или иного периодического
издания;
• тираж;
• регион
распространения;
•
периодичность издания.
Первая из
перечисленных выше характеристик должна сопоставляться с планируемой
аудиторией рекламного послания. В идеале читательская аудитория
издания и целевая аудитория рекламного обращения должны совпадать.
В настоящее
время общенациональный российский и региональные рынки
газетно-журнальных изданий достаточно насыщены. Использование их
руководством принципов маркетинга стало настоятельной необходимостью.
Одним из признаков этой ориентации является сосредоточение внимания
на конкретной категории (сегменты) читательской аудитории, на
удовлетворении ее потребностей. г В настоящее время
усиливается дифференциация в подходах изданий, работающих на одном
сегменте рынка. Так, газеты, нацеленные, Например, на
предпринимателей, находятся в поисках своей «ниши» доходя из таких
критериев, как сфера деятельности читателя, размер фирмы, форма
организации и т. п.
Значительный
интерес с точки зрения повышенной избирательности выхода на
определенную целевую аудиторию представляют специализированные
издания.
В качестве
самостоятельных сегментов периодические издания Могут избрать
отдельные географические области. Например, украинская
общенациональная газета «Теленеделя» издается различными вариантами в
большинстве областных центров и крупных городах страны.
Важными
характеристиками изданий являются: тираж, объем реализации,
рейтинг (общий объем аудитории) [74, с. 15,16].
Тираж
— общее количество напечатанных экземпляров рекламоносителей.
Показатель достаточно важный, но недостаточный, так как часть тиража
может остаться невостребованной читателем.
Информация о
тиражах изданий в отечественных условиях является достаточно острой
проблемой. Рекламодателям зачастую приходится принимать на веру
данные, представляемые редакциями самих газет и журналов. По понятным
причинам объявленный тираж во многих случаях значительно выше
фактического. В некоторых странах существуют специальные
государственные органы, контролирующие этот показатель. Например, в
США — Бюро по контролю за тиражами.
Объем
реализации
представляет собой ту часть тиража, которая продана в розницу,
получена по подписке, а также вручена бесплатно.
Рейтинг (общий
объем аудитории)
издания — совокупность получателей, читавших или просматривавших
издание за конкретный промежуток времени.
Из всего
многообразия издаваемых газет условно выделяют:
•
общественно-политические издания («Комсомольская правда»,
«Известия», «Труд-7», «Московский комсомолец» и др.);
•
литературно-художественные («Литературная газета», «СПИД-Инфо»,
«Поле чудес» и т. п.);
•
деловые/финансовые («Экономика и жизнь», «Финансовая газета» и
др.);
• газеты
рекламных объявлений или коммерческие вестники («Экстра М», «Из
рук в руки» и др.).
Иногда издания
сочетают в себе черты этих типов (например, газета имеет
общественно-политический, светский и другие разделы и, кроме того,
большой блок объявлений).
Реклама в
газетах условно делится на следующие виды:
а)
классифицируемая реклама (англ. с1аssifield) — совокупность
рекламных обращений, размещаемых в газетах в специально выделенных
рубриках в соответствии с интересами читателей («Продажа
недвижимости», «Продажа автомобилей», «Знакомства» и т. п.);
б)
демонстрационная реклама — рекламные (как правило, блочные)
объявления любого размера и расположенные в любом месте газеты;
в)
приложения и рекламные вставки.
К
преимуществам газетной рекламы относится ее большой охват, гибкость,
оперативность. К недостаткам — короткий жизненный цикл (в среднем — 24
часа), низкая избирательность, относительно низкое качество
воспроизведения визуального материала. Рекламные тарифы в газетах
зависят от многих факторов, главным из которых является объем тиража.
Расценки на рекламу (за одну полосу) в крупнейших российских газетах
на конец 2000 г. составляли: «Комсомольская правда» (тираж — 2,2 млн)
— эквивалент более $28,4 тыс., «Московский комсомолец» (тираж 1,6 млн)
-- более $23 тыс., «Известия» (265,5 тыс.) — $21,5 тыс.
Журналы
бывают тех же типов, что и газеты (общественно-политические,
литературто-художественные, коммерческие вестники), а также могут
быть специализированными, в том числе профессиональные журналы.
В качестве
критерия возможной специализации журналов могут быть избраны:
• пол основной
аудитории читателей (например журналы для женщин; журналы для мужчин;
и др.);
• возраст
читателей (журнал для девочек-тинейджеров, молодежные журналы и др.);
• жизненные
установки (например издания для заботящихся о своем здоровье);
• хобби и
увлечения (например журналы «АвтоМотоСпорт», «Мир развлечений», и
др.);
•
профессиональная специализация.
Профессиональные журналы
ориентированы на специалистов какой-либо конкретной сферы
деятельности (например для программистов и пользователей компьютеров
— журналы «Компьютерра», «Мир ПК», «Компьютер Пресс»; издания для
специалистов в сфере маркетинга -- «Маркетинг», «Маркетинг и
маркетинговые исследования в России», на Украине — журнал «Маркетинг и
реклама» и др.).
Журнальный
формат в большей степени способствует размещению в издании объемной,
развернутой информации. Фотографии, особенно цветные, размещаемые в
журналах, как правило, значительно выше по качеству воспроизведения,
чем в газетах.
Вследствие
высокого уровня избирательности журналы (в первую очередь
профессиональные) представляют собой одно из наиболее эффективных
средств передачи рекламного обращения. Особенно это касается
рекламы товаров и услуг производственного назначения. Эффект
воздействия, достигаемый этими носителями, на адресата иногда сравним
по своему воздействию с приемами прямого маркетинга.
Следует
отметить, что все типы журналов более эффективны в имиджевой, чем в
стимулирующей рекламе.
Страница
иллюстрированного общенационального американского журнала может
обойтись рекламодателю в $80-90 тыс. В наиболее тиражных российских
журналах к концу 2000 г. рекламные тарифы составляли: «7 дней» (тираж
893 тыс.) — $16,9 тыс., «Соsmopoliten» (тираж — 280 тыс.) — $11,4
тыс., «За рулем» (460 тыс.) — $10 тыс,
В качестве
разновидности рекламы в прессе можно рассматривать рекламу в
справочниках и учебных изданиях. По сравнению с газетами и
журналами они характеризируются значительно большей долго»
вечностью, наличием большой вторичной аудитории. Это
связано с тем, что учебниками, как правило, пользуются многие годы и
проходит он через многие руки.
Таким образом,
из сказанного выше можно сделать следующие краткие выводы:
1)
Эффективность рекламы в прессе является результатом действия множества
факторов. В их числе: тираж, объем реализации, рейтинг (общий объем
аудитории), качественные характеристики читательской аудитории,
регион распространения, периодичность выхода и др. Действие каждого из
этих факторов должно быть учтено медиа-планами;
2)
Специфическими факторами эффективности воздействия рекламы в прессе
являются: технология верстки рекламы, ее место на странице газеты
(журнала), композиция рекламных полос.
3) Одним из
наиболее высоэффективных носителей рекламы в прессе являются
профессиональные специализированные издания.
Печатная
(полиграфическая) реклама
Понятие
печатной рекламы объединяет рекламу на таких носителях, как
листовка, плакат, буклет, каталог, проспект, открытка, календарь
и другие виды печатной продукции.
Листовка
представляет одностороннее или двухстороннее изображение (текст),
помещенное на листе относительно небольшого формата. Практика
показывает целесообразность выпуска листовки сериями. В этом случае
единая форма и элементы оформления облегчат узнаваемость товаров
рекламодателя.
Буклет
— согнутый (сфальцованный) один или несколько раз лист бумаги с
текстом или иллюстрациями. Схемы фальцовки могут быть самыми
разнообразными: от гармошки-ширмы до сложных буклетов-пакетов.
Разработка буклета дороже листовки, однако он позволяет сообщить
больше информации и солиднее выглядит.
Плакат
— издание относительно большого формата. Его особенностью является
лаконичный текст. Как правило — это образ, название фирмы,
изображение товара, фирменный лозунг.
Проспект
— многостраничное издание типа брошюры, листы которого скреплены.
Часто используется в престижной рекламе и как средство паблик рилейшнз.
Целесообразно использование проспекта для обстоятельного рассказа о
фирме, ее продукции, сотрудниках и т. п.
Каталог
— по форме исполнения напоминает проспект. Каталог содержит описание
товаров фирмы, в нем, как правило, обозначаются цены на
них. ^
К средствам
печатной рекламы можно также отнести: фирменные поздравительные и
рекламные открытки, календари (настенные, перекидные, карманные),
этикетки, бланки меню (в ресторанах) и др.
Процесс
разработки носителей полиграфической рекламы включает следующие
основные этапы:
1. Принятие
решения относительно типа носителя: листовка, плакат, проспект и т.
п.
2. Этап
разработки элементов изобразительного и текстового наполнения.
3. Этап
разработки компьютерного оригинал-макета.
4. Этап
производства полиграфической рекламной продукции.
Преимуществами
печатной рекламы являются:
•
относительная дешевизна;
•
оперативность изготовления;
• некоторые
носители (например, настенные календари) позволяют обеспечить
довольно длительный рекламный контакт с получателем;
• отсутствие
информации о конкурентах на конкретном носителе и др.
К недостаткам
данного средства рекламы
следует отнести слабую избирательность, наличие большой бесполезной
аудитории, сложившийся «образ макулатурности» и др.
Экранная
реклама
Экранная
реклама использует в качестве носителей видео и киноролики, слайды
и др. Рекламные ролики могут впоследствии транслироваться по каналам
телевидения.
Прямая
передача в телевизионный эфир того, что в этот момент происходит в
телестудии, иногда называется студийным роликом. Кроме того, в
числе форм рекламы, транслируемой по телевидению, можно назвать:
«бегущую строку», демонстрацию товарного знака (логотипа)
рекламодателя на статичных заставках, циферблатах студийных часов и т.
п.
Видеоролик —
это звуковой фильм, записанный на магнитной ленте.
Киноролик
— это отснятый на кинопленке звуковой кинофильм, предназначенный для
последующей «перегонки» на видео, передачи в эфир или демонстрации при
помощи киноустановки. Использование данного носителя в последнее время
крайне редко.
Кроме
указанных различий в носителях кино- и видеоролики имеют большое
сходство в жанровом исполнении. Так, с этой точки зрения можно
выделить игровые, натурные, мультипликационные (анимационные) и
графические ролики.
Мультипликационные рекламные ролики
получили в последнее время достаточно широкое распространение.
По типу
сюжетов рекламные ролики можно условно подразделить на:
• описательные
(информационные);
•
благополучно-сентиментальные;
•
парадоксальные и шоковые.
По времени
трансляции и степени подробности изложения материала специалисты
условно выделяют блиц-ролики, развернутые и
рекламно-демонстрационные ролики.
Производство
всех типов рекламных роликов является дорогостоящим, сложным и
достаточно продолжительным процессом, требующим участия
высококомпетентных специалистов: маркетологов, продюсеров,
сценаристов, операторов, а иногда и актеров, певцов и композиторов.
Телевидение
является одним из наиболее совершенных средств передачи рекламного
обращения. Среди основных его преимуществ следует
назвать:
•
одновременное визуальное и звуковое воздействие;
• явление
рассматривается в движении, что обеспечивает высокую степень
вовлечения телезрителя в происходящее на экране;
• мгновенность
передачи, что позволяет контролировать момент получения обращения;
• возможность
выбирать конкретную целевую аудиторию в разнообразных тематических
программах;
• личностный
характер обращения, что делает это средство близким по эффективности
к личной продаже. К слову сказать, некоторые каналы кабельного
телевидения используются непосредственно для сбыта товаров.
Телезритель посредством обратной связи заказывает рекламируемые
товары;
• огромная
аудитория;
• относительно
низкие удельные затраты на один рекламный контакт.
Среди
недостатков данного средства рекламы следует назвать его
мимолетность и возможность единовременного просмотра зрителем
одной программы. Кроме того, телереклама относится к наиболее
дорогим средствам рекламы.
Например, цена
минуты телевизионного времени в «горячие» часы по американскому
телевидению достигает в некоторых случаях $150 тыс. (и даже больше во
время трансляции наиболее популярных спортивных программ).
Аналогичный показатель на российских каналах значительно ниже. На
канале ОРТ в зависимости от времени трансляции и рейтинга передачи
рекламные тарифы в конце 2000 г. колебались от $7,8 тыс. до более чем
$54 тыс. («Поле чудес», КВН, «Время»). Ненамного отличаются расценки
на НТВ: от $7 тыс. до $52 («Итоги»).
В то же время
стоимость одного рекламного контакта сравнительно невысока в связи с
большой аудиторией телерекламы.
Реклама на
радио
Реклама на
радио
в настоящее время является одним из наиболее быстро прогрессирующих
направлений рекламной деятельности в нашей стране. Этому способствует
расширение числа радиостанций. Конкурируя друг с другом, они много
внимания уделяют разнообразию и содержанию своих программ. Так же как
и другие средства массовой информации, радиостанции начинают
дифференцировать аудиторию, выходя на новые сегменты своего рынка.
Среди других факторов, способствующих росту популярности радио, —
увеличение количества личных автомобилей, имеющих, как правило,
радиоприемники в салонах.
К достоинствам
радио как средства передачи рекламы следует отнести широкий охват
и частотность, избирательность, живой характер обращения,
оперативность, относительно невысокий уровень рекламных тарифов.
Например, на
станции «Маяк-СНГ» в зависимости от времени трансляции тариф на 30 с
эфирного времени составлял в конце 2000 г. от $50 до $150, на «Русском
радио» — от $90 до $600, на «Европе +» (сеть) - от $200 до $600.
Как ни одно
другое средство радио вездесуще. Его слушают и дома, и в транспорте
(даже водители), и на работе. Радиопрограммы можно слушать, не
отвлекаясь от основного занятия. Все это способствует тому, что
показатели достижения аудитории и частотности радиорекламы, как
правило, очень высоки.
Особенно
привлекательно радио как медиа-канал для местного рекламодателя. Это
связано со способностью радио повторять рекламу большое количество раз
в течение дня и мотивировать потребителя на приобретение товара в
конкретных торговых точках.
Еще одной
важной характеристикой радио как канала коммуникации является его
высокая избирательность. Тарифы на радиорекламу относительно
невысоки, что позволяет применять ее в практике даже малых фирм.
Радиореклама
эффективна также как вспомогательное средство рекламы, в частности в
комплексе с рекламой на ТВ. Исследования показывают, что 75%
радиослушателей мгновенно «достраивают» сюжет рекламного видеоролика,
если в радиорекламе звучит музыка и текст телерекламы. При 7-10%,
которые в среднем занимают затраты на радиорекламу в общем рекламном
бюджете, такое комплексное воздействие позволяет поднять показатели
эффективности рекламной кампании на 50% и более по сравнению с
воздействием только средствами телевизионной рекламы.
Среди
недостатков рекламы на радио можно назвать ее мимолетность, а
также ограничения, связанные только со звуковым представлением
рекламируемых товаров. Кроме того, показатели сконцентрированности
внимания слушателей радио на рекламе достаточно низки. Человек,
слушающий радио, как правило, занимаются чем-либо еще (ведет
автомобиль, завтракает, готовит еду и т. п.). Поэтому в радиорекламе
очень важны такие приемы концентрации внимания слушателей, как юмор,
частые повторения и т. п.
Основными
приемами подачи рекламы на радио можно назвать:
джинглы
(рекламные куплеты, музыкальные фразы), рекламные диалоги, объявления
ведущих и т. д. Радиоролики несколько продолжительней рекламных
видеороликов и длятся, как правило, 30-60 с.
Наружная
реклама
Наружная
реклама (англ. оutdoor аdvertising) — медиаканал. который
доносит рекламные обращения до получателей при помощи отпечатанных
типографским способом плакатов, рисованных щитов или световых табло,
устанавливаемых в местах наиболее оживленного уличного движений а
также вдоль шоссейных и железных дорог,
Основными
носителями наружной рекламы следует назвать рекламные щиты (англ.
billboard), вывески на остановках (Ьus sheltor),
электронно-механические щиты с периодически сменяющимися
изображениями (рrismavision), световые короба (city light),
световые короба на опоре (city light on pole), стационарные панно
на зданиях — брандмауэры, пространственные конструкции
(например, огромные объемные макеты). транспарант-растяжки (бaнеры,
от англ. bаппеr), декоративные отдельно стоящие уличные часы,
кинематические установки (движущиеся от ветра или с
вращательным .механизмом), «бегущая строкам и др.
Рекламный
контакт достигается во время передвижения по городским улицам и
автострадам и поэтому является очень кратким по времени. В
связи с этим обращение должно быть лаконичным, тексты — краткими, а
изображения — привлекающими непроизвольное внимание и выразительными
по форме. При этом важную роль для восприятия этого средства рекламы
играют такие параметры, как «угол зрения», «точка обзора» (в прямом
смысле этих понятий), высота размещения носителей.
Наиболее
приемлемо использование средств наружной рекламы для напоминающей
рекламы. Также эффективно его использование в качестве средства
привлечения внимания аудитории. В этом случае носитель наружной
рекламы располагается в непосредственной близости от объекта
рекламы (розничное торговое предприятие, офис рекламодателя и т.
п.). Иногда носители наружной рекламы используются в качестве
указателей направления движения рекламируемому объекту,
Преимуществами
наружной рекламы являются: широкий охват аудитории, частотность,
гибкость, относительно невысокая стоимость одного контакта и
долговременность воздействия на аудиторию. Широкий охват аудитории
и высокий показатель частотности объясняются большим количеством
рекламных контактов с носителями данного вида медиаканала, что
обеспечивается на этапе размещения носителей.
Гибкость
наружной рекламы достигается за счет размещения носителей в местах
скопления потребителей, которые могут быть дифференцированы по
критериям имущественного положения, возрастных особенностей и др. С
помощью данного медиа-канала можно четко обозначить географические
границы воздействия рекламы.
Высокий
уровень воздействия на аудиторию достигается за счет зрелищное™
наружной рекламы и долговременности ее демонстрации. Кроме того, могут
быть использованы нетрадиционные ходы. Позволяют достичь хороших
результатов внедрения также такие оригинальные ходы в рекламе, как
использование объемных конструкций в комплексе с плоским
изображениями на щитах (например, известная реклама стирального
порошка «*****»), размещение элементов, выходящих за рамки биллбордов
и т. п.
Наружная
реклама наряду с преимуществами имеет и недостатки. К ним необходимо
отнести большие сроки, необходимые на проведение кампании с
использованием данного медиа-канала. Под влиянием атмосферных явлений
(дождь, мороз, ветер и т. п.) резко снижается качество изображения
на щитах. Носители наружной рекламы требуют постоянного контроля
над их состоянием. Рекламодателю, осуществляющему общенациональную
кампанию, проконтролировать эти моменты практически невозможно.
К этим
«стандартным» недостаткам необходимо добавить специфические
отечественные. Процедура оформления разрешений на установку наружной
рекламы сложна и забюрократизирована.
В то же время
значение наружной рекламы в России достаточно велико. Затраты на нее
в общем объеме рекламных затрат составили в 1999 г. более 12%.
Компьютерная
реклама
Компьютерная
реклама объединяет рекламу на жестких носителях, а также рекламу,
распространяемую в компьютерных сетях.
Рынок
Интернет-рекламы в России начал формироваться с 1998 г. По оценкам,
оборот этого рынка в 1999 г. составил $2 млн. Прогноз темпов развития
рынка Интернет-рекламы в сети РуНет выглядит так: в 2000 г. он
составил $5 млн, в 2001 г. — $30 млн, в 2002 г. — $70 млн, а в 2003г.
ожидается на уровне $150 млн.
Интернет-реклама может рассматриваться на сегодняшний день в качестве
дополнительной, поддерживающей рекламы наряду с другими средствами,
которым пока отдается предпочтение.
Своеобразными
путеводителями в море информации Интернета выступают поисковые
системы, нередко объединенные схематическим каталогом. По ключевым
словам с помощью поисковых систем можно относительно быстро выйти на
сайты с интересующей тематикой. Еще одной формой поиска информации в
Сети являются каталоги. Их принцип действия отличается от поисковых
систем. Пользователь в поисках интересующих его сайтов переходит в
глубь каталога от рубрики к рубрике, сужая область поиска, пока не
попадет в тот раз дел каталога, который будет содержать нужный список.
Важным
фактором эффективности рекламы в Сети является индексирование
(регистрация) сайта в поисковых системах и каталогах.
Основными
носителями Интернет-рекламы можно назвать: баннеры (англ.
bаnnеr),
wеЬ-сайты, wеЬ-страницы, электронную почту
(англ. Е-mаil),
списки рассылки
(англ. mailing list) и др. Несколько слов об этих
медиа-носителях.
Система
World Wide Web (англ.
Всемирная паутина) возникла и развивается как мультимедийная
технология Интернета. Информацию в WWW можно размещать как на
собственном сервере, так и используя пространство, предоставленное за
плату владельцем сервера. Формой такого размещения является
web-страница. Физически она представляет собой HTML-файл и может
содержать текст, изображения и различные wеЬ-элементы. Совокупность
wеЬ-страниц, объединенных по смыслу и навигационно и физически
находящихся на одном сервере, образуют wеЬ-сайт.
Баннеры
являются одним из основных типов рекламы в Сети. Они размещаются на
wеЬ-страницах и представляют собой графические элементы определенного
размера (как правило, 40Х400 пикселов), содержащие гиперссылку на
другую (рекламируемую) wеЬ-страницу. Переход на эту страницу
осуществляется простым кликом на баннере. Баннеры маленьких размеров
(меньше 100х80 пикселов) иногда называют «кнопкой» (button).
Право размещения баннера на
конкретном
сайте (как правило, хорошо посещаемом) может быть приобретено у
хозяина этого сайта. Существует также обмен баннерами и «кнопками» —
распространенный прием «рекламного бартера» между владельцами
различных wеЬ-сайтов.
Электронная
почта
служит для пересылки информации коммуникатором по известным ему
электронным адресам получателей.
Коммуникации
посредством технологии списков рассылки основаны на
существовании в Сети файлов» которые содержат адреса пользователей,
заинтересованных в получении информации по конкретным, интересующим их
вопросам. Для подключения к конкретному списку рассылки необходимо
внести свой электронный адрес в подобный файл. Участие в списках
рассылки позволяет их участнику получать информацию по интересующей
коммуникатора проблеме и в то же время направлять всем участникам
данные в распространении которых заинтересован коммуникатор.
Из
коммуникационных характеристик данного типа медиа можно выделить
следующие:
• высокая
фокусированность на целевой аудитории (вплоть до конкретного
получателя);
• личностный
характер коммуникации, возможность интерактивного контакта;
• гибкость
(начать, скорректировать и прервать кампанию можно в любой момент);
• возможность
учета контактов с рекламным обращением;
•
использование различных средств воздействия (изображение, звук,
спецэффекты; как известно, передаваемая через Интернет информация
может содержать движущиеся элементы и даже видео);
• возможность
создания виртуальных сообществ (Оnline
Community) «по интересам», по профессиональным занятиям, которые в
перспективе могут стать уже структурированной целевой .
аудиторией для рекламы;
• относительно
низкая стоимость контакта;
• полный
контроль эффективности рекламной кампании в Сети.
К недостаткам
данного средства рекламы следует отнести ограниченность ее аудитории
только пользователями Интернета.
Другие
средства рекламы
Реклама на
транспорте
является высокоэффективным средством воздействия на массовые
аудитории, когда избирательность не играет значительной роли.
Выделяют такие типы как основных носителей:
•
внутрисалонные рекламные планшеты;
• наружная
реклама на транспорте (помещается на бортах транспортных средств);
• стационарная
реклама, размещенная на станциях метро, вокзалах, остановках и т. д.
Основными характеристиками рекламы на транспорте являются:
• широкий
охват;
• мобильность
(если рекламный щит жестко «привязан» к одному месту, то изображение,
нанесенное на борт транспортного средства, целый день «путешествует»
по городу);
• высокий
уровень воздействия (пассажир, едущий до места назначения более
получаса, невольно прочтет все рекламные объявления в салоне
транспорта).
Сувенирная
реклама
используется для охвата заранее намеченной аудитории путем бесплатной
раздачи сувениров без каких-либо обязательств со стороны
получающего. Сувениры при этом служат знаками расположения
рекламодателя к потенциальному покупателю и напоминают ему об
отправителе.
Выделяют три
основные категории рекламных сувениров:
1) календари
(настенные и карманные);
2) изделия с
надпечаткой (карандаши, ручки, линейки, блокноты, папки, брелоки,
пепельницы, зажигалки и т. п.);
3) деловые
подарки или подарки для ответственных работников (кейсы, настольные
телефоны, бизнес-папки и т. п.).
Если первые
два вида сувенирной рекламы рассчитаны на широкую аудиторию, то
последний предназначен для избранных лиц, занимающих достаточно
высокое положение в фирме-адресате рекламного обращения и вручается
лично.
Реклама в
справочниках типа «Желтые страницы»- («Золотые страницы»)
имеет следующие основные особенности:
•
потенциальный покупатель, просматривающий справочник, как правило, уже
имеет потребность в конкретной товарной категории, информацию по
которой он хочет получить в «Желтых страницах». В этой связи
рекламодателю очень важно точно определить рубрику, в которой будет
размещена его информация;
• основная
цель рекламных объявлений в справочнике — вызвать желание немедленно
позвонить по указанному телефону или зайти в офис
фирмы-коммуникатора;
• Наличие на
той же странице справочника информации о ближайших конкурентах.
В этой связи
очень важно внесение в размещаемое в справочнике обращение элементов,
которые выделяли бы его из массы окружающих. Так, применение второго
цвета увеличивает привлекательность послания в 4,5 раза. Желательно
также размещение элементов фирменного стиля, если рекламодатель уже
зарекомендовал себя с лучшей стороны у покупателей- Эффективность
размещаемой в справочнике рекламы может также повысить размещение
блочной рекламы, содержащей изобразительные элементы, слоган,
справочные данные о реализуемых товарах (услугах), условиях оплаты и
т. и.
В последнее
время широкое распространение как носитель рекламы получили и
цветные наклейки (стиккеры). Если уровень исполнения высок с точки
зрения эстетики и технологии, то есть вероятность того, что сам
потенциальный потребитель нанесет ее на свое рабочее место
(компьютер, стол, стену и т. п.), автомобиль (персональный или
служебный), входную дверь и т. д.
Относительно
реже используется такой нетрадиционный медиаканал, как авиареклама.
В качестве носителей рекламных посланий, например, могут быть
использованы воздушные шары (в том числе и управляемые).
Широкоформатные рекламные лозунги, помещенные на высоту 250-300 м,
прочитываются на расстоянии 3,5-4 км.
Достоинства и
недостатки приведенных выше основных средств рекламы сведены в табл.
2.3.
Средство
рекламы
|
Преимущества
|
Слабые
стороны
|
Газеты
|
Оперативность; многочисленность аудитории; высокий уровень
охвата местной аудитории; высокая достоверность; относительно
низкие расходы на один контакт и др.
|
Кратковременность существования; низкое качество
воспроизведения; незначительная аудитория «вторичных
читателей»; помещается рядом с рекламой других отправителей
|
Журналы
|
Высокое
качество воспроизведения; длительность существования;
многочисленность «вторичных читателей»; достоверность;
престижность
|
Относительно длительный временной разрыв между покупкой места и
появлением рекламы; соседство рекламы конкурентов; потери при
невостребованности части тиража
|
Телевидение
|
Широта
охвата; многочисленная аудитория; высокая степень привлечения
внимания; сочетание изображения, звука и движения; обращение
непосредственно к чувствам; высокое эмоциональное воздействие
|
Высокая
абсолютная стоимость; перегруженность рекламой; мимолетность
рекламного контакта; слабая избирательность аудитории
|
Радио
|
Массовость аудитории; относительно низкая стоимость одного
рекламного контакта
|
Ограниченность звукового представления; невысокая степень
привлечения внимания; мимолетность рекламного контакта
|
Печатная
реклама
|
Высокое
качество воспроизведения; значительная продолжительность
контакта у некоторых носителей (плакаты, настенные и карманные
календари); отсутствие рекламы конкурентов на конкретном
носителе и др.
|
Относительно высокая стоимость, образ «макулатурности»
|
Наружная
реклама
|
Высокая
частота повторных контактов; относительно невысокая абсолютная
стоимость; слабая конкуренция
|
Отсутствие избирательности аудитории; невозможность контакта с
удаленными аудиториями; ограничения Творческого характера
|
Реклама
на транспорте
|
Многочисленность аудитории; возможность надолго удержать
внимание получателя (внутрисалонная реклама); гибкость;
возможность расширения географии целевой аудитории; широкий
охват
|
Краткосрочность контакта (наружная реклама на бортах
транспортных средств); достижение только специфических аудиторий
для внутрисалонной рекламы (работающие мужчины и Женщины,
пользующиеся общественным транспортом)
|
Реклама
в справочниках «Желтые страницы»
|
Массовость аудитории. Изначальная ориентированность получателя
на конкретную ассортиментную группу; низкая стоимость ^
|
Наличие
рекламы конкурентов; ограничения по качеству воспроизводимых
изображений
|
Реклама
в Интернете
|
Высокая
сфокусированность на целевой аудитории (вплоть до конкретного
получателя); личностный характер коммуникации; возможность
интерактивного контакта; гибкость; использование различных
средств воздействия (изображение, звук, спецэффекты, движение
видео); относительно низкая стоимость контакта; полный контроль
эффективности рекламной кампании в Сети
|
Ограниченность аудитории получателей исключительно
пользователями Интернета; недостаточный период времени с момента
внедрения в практику коммуникаций для того. чтобы данное
средство рекламы стало массовым
|
Сувенирная реклама
|
Сувениры
— утилитарные предметы, имеющие самостоятельную ценность;
долговременность пользования сувенирами; высокая способность
добиться благорасположения получателя; наличие вторичной
аудитории
|
Слишком
ограниченное место для размещения обращения; высокие расходы на
единичный . контакт; ограниченность тиража
|
Как видим,
различные медиа-каналы имеют свои достоинства и недостатки. Это еще
раз убеждает в необходимости подробного анализа ситуации в каждом
конкретном случае.